Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися начальных классов.
Актуальность проблемы
Перефразировав известное название книги Э. Хемингуэя «Париж – это праздник, который всегда с тобой», хочется сказать: «Школа –это праздник, который всегда с тобой». Но всегда ли школа-праздник и чего не хватает современной школе для праздника?
Какие проблемы есть в обучении:
— невостребованность школьных знаний (согласно проведённому в России исследованию только 5% школьных знаний используются в дальнейшей практической взрослой жизни населения)
(возникает вопрос: или мы не тому учим, или наши выпускники не могут применить знания на практике);
— возрастающая тенденция нежелания учиться;
-синдром профессиональной усталости учителя, когда педагог работает на грани своих возможностей, постоянно находясь в стрессовой ситуации, но в конечном итоге не получает желаемого результата;
-проблема сохранения и укрепления здоровья школьников.
И тогда передо мной, как перед учителем, встаёт целый ряд вопросов:
-как организовать обучение через желание?
-как активизировать учащихся, стимулируя их природную любознательность, прививать интерес к самостоятельному приобретению знаний,
-как, получая радость от совместной деятельности с учениками, заряжаться энергией для успешной работы?
Из создавшейся ситуации один из выходов для учителя и учеников — выход в проектной деятельности, которую предусматривают ФГОС второго поколения.
Из истории.
Метод проектов был предложен и разработан в 1920 году американским психологом и философом Дьюи (1859-1952г.), где он предполагал строить обучение на активной основе.
В России идеи проектного метода обучения возникли в 1905 году под руководством педагога Шацкого, который с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. Они были недостаточно продуманы, и в 1931 году метод проектов был запрещён.
Но шло время, и сейчас возникла реальная необходимость создать такие условия для обучения школьников, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности и подготовиться к жизни в конкурентном мире. Об этом сказано и в национальной образовательной инициативе « Наша новая школа», на это нацеливают нас и новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, где в основу положен принцип системно- деятельностного подхода, где проектной деятельности, начиная уже с 1 класса, отводится большое внимание.
Проект— (от лат.- брошенный вперёд) – разработанный план, замысел.
Проект – форма организации совместной деятельности людей.
Метод проектов на уроках в начальной школе
«Всё что я знаю, я знаю для чего мне это надо, где и как я могу это применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Сейчас у меня 1 класс, и мы с моими ребятами уже совместно работали над такими учебными проектами, как «Моя малая Родина» (окружающий мир), «Дикие животные», «Овощи и фрукты» (технология). Ребята учатся находить необходимую информацию, выдвигать гипотезы, работать со справочной литературой, работать в группах и индивидуально, знать и понимать научную терминологию.
Привлекательность проектной деятельности в учебном процессе вижу в том, что у ребят развиваются новые учебные умения и навыки (конструирование, ориентация в информационном пространстве, любознательность, умение работать в коллективе) и таким образом решается проблема невостребованности школьных знаний и применении их в жизни.
Проектная деятельность позволяет преодолеть тенденцию нежелания учиться. Наблюдая за деятельностью учеников на уроках, я вижу, что по- настоящему прочными становятся лишь знания, добытые ценой собственных усилий.
От проекта к проекту развиваются творческие способности учеников, развивается эрудиция и расширяется кругозор, и они могут свои знания применить при решении нестандартных ситуаций. Повышается их мотивация, они стремятся к познанию нового.
А как же меняется позиция учителя ? Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учеников.
Что такое проект?
Любой проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект — это разовая деятельность, которая:
- имеет конечную цель и промежуточные задачи;
- производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен;
- состоит из последовательности взаимосвязанных работ;
- имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;
- использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих.
- Проект- это лестница приставная, где нельзя перепрыгивать через ступеньки.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Особенности осуществления проекта в начальной школе.
Готовность младших школьников к проектной деятельности, “зрелость”.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:
— умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
— умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса, чтобы все слышали);
— умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
— умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Во-вторых, “интеллектуальная зрелость”. Это сформированность обобщенности умственных действий:
— развитие аналитико-синтетических действий;
— алгоритма сравнительного анализа;
— умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
— возможность выделять общий способ действий.
— перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Формирование названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс через учебное содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В-третьих, опыт развернутой, содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
— адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
— выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Проектный метод позволяет
— научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
— размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
— принимать самостоятельные аргументированные решения;
— научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Этапы проектной деятельности
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
—предпроектный ( мотивационный) (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
— планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
— организационно-исследовательский (информационно-операционный) (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
— представление результатов (рефлексивно-оценочный) (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Структура проекта
1. Учитель выбирает тему проекта, его тип, количество участников.
2. Учитель продумывает возможные варианты проблем, но проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака).
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем учителя.
5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах под контролем учителя.
6. Подготовка к защите.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Виды учебного проекта
1. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
2. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов .Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
3. .Ролевой (игровой) проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
4.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
5. Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
(Мини – проекты могут укладываться в один урок .
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проектно-исследовательская деятельность рассматривает применение компьютерных технологий как составную часть работы над проблемой: поиск информации через Интернет, визуализация результатов через презентацию, построение схем через графические примитивы текстового редактора или электронных таблиц.
Направления использования интерактивной доски:
- Презентации, демонстрации и создание моделей
- Активное участие
- Улучшение темпа и течения занятия.
Использование интерактивной доски и её программного обеспечения возможно на любой стадии исследовательского проекта.
Параметры внешней оценки проекта
1.Значимость и актуальность выдвинутых проблем.
2.Корректность используемых методов исследования и методов обработки
получаемых результатов.
3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями.
4. Коллективный характер принимаемых решений.
5. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.
6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение
знаний из других областей.
7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
8. Эстетика оформления результатов выполненного проекта.
9. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Заключение
Таким образом, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Отечественные и зарубежные педагоги и психологи отмечают. Что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
Закончить свои размышления я хочу словами великого древнекитайского мыслителя и философа Конфуция: «Три пути ведут к знанию:
путь размышлений — самый благородный,
путь подражания — самый лёгкий,
путь опыта — это самый горький!»
А у нас только один путь — идти по всем трём дорогам сразу. И всё-таки главным является самый нелёгкий и горький путь — путь опыта!