Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»
Конспект зачетного урока
по окружающему миру
на тему
« Полезные ископаемые»
Подготовила: студентка 4к. 3гр.
Ф-та ПиМНО
Хламова А.А.
3 «Б» кл. школы №6
Учитель: Мезго М.В.
Методист: Калашникова П.Т.
Борисоглебск 2011
Тема: Полезные ископаемые
Цель урока: Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых.
Задачи: 1.Образовательные:
— сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами,
2.Развивающие:
— развивать логическое мышление, речь;
— развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Воспитывающие:
— воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник и рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса, образцы полезных ископаемых, презентация «Полезные ископаемые», компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточка «Помогайка».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Фенологические наблюдения.
— Какое сегодня небо?
— Присутствуют ли осадки?
— Какова температура?
-Направление ветра? Как определили?
— Почему в марте наблюдается такая погода?
-Какие изменения произошли в жизни деревьев и растений? (в жизни животных? в жизни человека?)
— Сделайте вывод.
III. Повторение изученного материала.
— Какой раздел из курса окружающего мира мы начали изучать? (Экономика)
— Что такое экономика? (Экономика – это правила ведения домашнего хозяйства; это все хозяйство людей, так же наука, которая его изучает.)
— Назовите «три кита» экономики. (Природные богатства, капитал, труд.)
— О каком ките экономики идет речь, без него невозможно производство товаров и услуг? (Без природных богатств).
— Что относится к природным богатствам? (К природным богатствам относятся воздух, вода, полезные ископаемые, почва, животные, растения.)
IV. Сообщение темы и целей урока.( слайд 1)
— Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми. Выясним, что такое полезные ископаемые. Изучим их свойства и узнаем для чего их используют.
VI. Ведение в тему урока.(слайд 2)
— Ребята, что же такое полезные ископаемые? Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»? Подберите синонимы к каждому из слов.
(Полезные ископаемые-богатства, которые добывают из недр Земли и с её поверхности)
— Проверим наши предположения. Прочитаем по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (стр. 48).
Практическая работа ( слайд 3)
— Познакомьтесь с полезными ископаемыми самостоятельно, определив его название по учебнику, работая в группах, используйте карточку «Помогайку»:
1 группа знакомится с гранитом и известняком.
2 группа: изучает глину и каменный уголь
3 группа: знакомится с железной рудой и песком.
(Дети самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.)
Карточка «Помогайка»
1. Название.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое.
3. Значение и применение.
— Откройте рабочие тетради и заполните таблицу на странице 26.
Для примера опишем вид такого полезного ископаемого. (Учитель показывает детям образец полезного ископаемого.)
— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на стр. 48, определите его название.
— Правильно, это нефть.
— Установите свойства данного полезного ископаемого: твердое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.
— Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
( слайд 4)Нефть — жидкое полезное ископаемое. Ее называют «черным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор ученые разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно — нефть образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Название |
Основные свойства |
Использование |
Гранит (слайд5,6) |
Зернистый, твердый и прочный. |
Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро. |
Известняк (слайд 7) |
Белого, серого или желтого цвета; если капнуть каплю кислоты — шипит (выделяется газ). |
Строительство, мел, мрамор. |
Глина (слайд 8) |
Очень мелкая взвесь бурого, желтого, белого и др. цветов. |
Кирпич, посуда. |
Каменный уголь (слайд 9) |
Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч. |
Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи. |
Нефть (слайд 4) |
Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча. |
Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт. |
Железная Руда (слайд 10) |
Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы. |
Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы. |
Песок (Слайд 11) |
В виде крупинок, сыпучий |
Дороги, стекло. |
Физкультминутка.
-Проверяем. Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…». (Группы отчитываются о проделанной работе, учитель дополняет их ответы о каждом полезном ископаемом.)
— А это еще один вид полезных ископаемых.(слайд 12)Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета. Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
VII. Закрепление изученного.
— Давайте проверим как вы запомнили полезные ископаемые? Для этого разгадаем кроссворд.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям — надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны (Гранит)
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (мел.)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.(песок)
5. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.(газ)
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, кто же это?(нефть)
8. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи…(руда)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.(глина)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (известняк)
7. Росли на болоте растения
Стали топливом
и удобрением. (торф)
9. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.(уголь)
VIII. Итог урока.
— Что нового вы сегодня узнали?
-Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?
— Как вы думаете нужно ли бережно относится к полезным ископаемым?
IX. Оценивание.
X. Домашнее задание. Учебник стр. 49-52.