Полезные ископаемые

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект зачетного урока

по окружающему миру

на тему

 « Полезные ископаемые»

 

                                                      

 

 

 

 

                                                        Подготовила: студентка 4к. 3гр.

                                                        Ф-та ПиМНО

                                                        Хламова А.А.

                                                        3 «Б» кл. школы №6

                                                        Учитель: Мезго М.В.

                                                        Методист: Калашникова П.Т.

 

 

 

 

 

 

 

Борисоглебск 2011

 

Тема: Полезные ископаемые

Цель  урока: Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых.

Задачи: 1.Образовательные:

— сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их  применением, свойствами,

              2.Развивающие:

— развивать логическое мышление, речь;

— развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

               3. Воспитывающие:

— воспитывать бережное от­ношение к природе;

 

Оборудование: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник и рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса, образцы полезных ископаемых, презентация  «Полезные ископаемые», компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточка «Помогайка».

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Фенологические наблюдения.

— Какое сегодня небо?

— Присутствуют ли осадки?

— Какова температура?

-Направление ветра? Как определили?

— Почему в марте наблюдается такая погода?

-Какие изменения произошли в жизни деревьев и растений? (в жизни животных? в жизни человека?)

— Сделайте вывод.

III. Повторение изученного материала.

— Какой раздел из курса окружающего мира мы начали изучать? (Экономика)

— Что такое экономика? (Экономика – это правила ведения домашнего хозяйства; это все хозяйство людей,  так же наука, которая его изучает.)

— Назовите «три кита» экономики. (Природные богатства, капитал, труд.)

— О каком ките экономики идет речь, без него невозможно производство товаров и услуг? (Без природных богатств).

— Что относится к природным богатствам? (К природным богатствам  относятся воздух, вода, полезные ископаемые, почва, животные, растения.)

IV. Сообщение темы и целей урока.( слайд 1)

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми. Выясним, что такое полезные ископаемые. Изучим их свойства и узнаем для чего их используют.

VI. Ведение в тему урока.(слайд 2)

—  Ребята, что же такое полезные ископаемые?   Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»? Подберите синонимы к каждому из слов.

(Полезные ископаемые-богатства, которые добывают из недр Земли и с её поверхности)

— Проверим наши предположения. Прочитаем по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (стр. 48).

                                             Практическая работа ( слайд 3)

— Познакомьтесь с полезными ископаемыми самостоятельно, определив его название по учебнику, работая в группах, используйте карточку «Помогайку»:

1 группа знакомится с  гранитом и известняком.

2 группа: изучает глину и каменный  уголь

3  группа: знакомится с железной рудой и песком.

(Дети самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.)

 

Карточка «Помогайка»

1. Название.

 2. Свойства:

а) цвет;

б) твердое или жидкое;

в) прозрачное или непрозрачное;

г) плотное или рыхлое.

3. Значение и применение.

 

— Откройте рабочие тетради и заполните таблицу на странице 26.

Для примера опишем вид такого полезного ископаемого. (Учитель показывает детям образец полезного ископаемого.)

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на стр. 48, определите его название.

— Правильно, это нефть.

Установите свойства данного полезного ископаемого: твер­дое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.

—  Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На ка­ких свойствах основано его применение?

( слайд 4)Нефть — жидкое полезное ископаемое. Ее называют «черным зо­лотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор ученые разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно — нефть образовалась из остатков каких-то живых орга­низмов.

 

Название

Основные свойства

Использование

Гранит

(слайд5,6)

Зернистый, твердый и прочный.

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка стан­ций метро.

Известняк

(слайд 7)

Белого, серого или желто­го цвета; если капнуть ка­плю кислоты — шипит (выделяется газ).

Строительство, мел, мра­мор.

Глина

(слайд 8)

Очень мелкая взвесь буро­го, желтого, белого и др. цветов.

Кирпич, посуда.

Каменный уголь

(слайд 9)

Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч.

Отопление жилых помеще­ний, кокс-краски, лекарст­ва, пластмассы, духи.

Нефть

(слайд 4)

Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

Керосин, бензин, смазоч­ные масла, вазелин, лекар­ства, мыло, технический спирт.

Железная

Руда

(слайд 10)

Черного цвета, твердое, плотное вещество, притя­гивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы.

Песок

(Слайд 11)

В виде крупинок, сыпучий

Дороги, стекло.

 

Физкультминутка.

 

-Проверяем. Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…». (Группы отчитываются о проделанной работе, учитель дополняет их ответы о каждом полезном ископаемом.)

— А это еще один вид полезных ископаемых.(слайд 12)Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета. Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.

Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

VII. Закрепление изученного.

— Давайте проверим как вы запомнили полезные ископаемые? Для этого разгадаем кроссворд.

 По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг,

   Строителям — надежный друг:

   Дома, ступени, постаменты

   Красивы будут и заметны (Гранит)

3.  Этот мастер белый-белый

    В школе не лежит без дела:

    Пробегает по доске,

    Оставляет белый след. (мел.)

4. Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

   Он и на стройке, и на пляже,

   Он и в стекле расплавлен даже.(песок)

5. На кухне у мамы

   Помощник отличный.

   Он синим цветком

   Расцветает от спички.(газ)

6. Без нее не побежит

   Ни такси, ни мотоцикл,

   Не поднимется ракета.

   Отгадайте, кто же это?(нефть)

8. Она варилась долго 

   В доменной печи,

   На славу получились

   Ножницы, ключи…(руда)

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,

   То увязнут сильно ноги.

   А сделать миску или вазу —

   Она понадобится сразу.(глина)

2. Покрывают им дороги,

   Улицы в селении,

    А еще он есть в цементе.

   Сам он — удобрение. (известняк)

7. Росли на болоте растения

   Стали топливом

   и удобрением. (торф)

9. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

 Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.(уголь)

VIII. Итог урока.

— Что нового вы сегодня узнали?

-Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?

— Как вы думаете нужно ли бережно относится к полезным ископаемым?

IX. Оценивание.

X. Домашнее задание. Учебник стр. 49-52.