Методика проведения изложений в начальной школе
В связи с огромным потоком разнообразной информации изменяются цели обучения. Важнейшими задачами в личностном развитии ребёнка становятся формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей. На первое место выходит общение – деятельность, обеспечивающая и сопровождающая все другие виды деятельности. Работа по развитию речи остаётся одним из важных направлений в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом идёт в двух направлениях:
- формирование умений анализировать готовый текст;
- обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).
Изложение – это речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании, предполагающее письменный пересказ текста.
В изложении должна звучать живая речь школьника, имеют место элементы творчества в ходе воспроизведения исходного текста, поэтому изложения относят к числу творческих приёмов развития речи учащихся.
Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).
Виды изложений:
— подробное изложение;
— выборочное изложение;
— сжатое изложение;
— изложение с творческим заданием.
Исправление ошибок.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Подробное изложение – это письменный пересказ, близкий к тексту образца. В нём сохраняется и передаётся учеником не только содержание, но и язык автора в значительной степени. Обучение подробному изложению следует с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, описание внешности персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.
Выборочное изложение может быть предложено по вопросу или заданию:
опишите картину;
выполните письменный пересказ по одному из пунктов плана;
выборочно опишите черты характера персонажа и пр.
В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе.
Сжатое изложение – это по преимуществу логическая работа учащихся. Для сжатого изложения лучше других подходят повествовательные тексты: в них могут быть сокращены некоторые подробности действия, разговоры действующих лиц, вставные пейзажные зарисовки. Не рекомендуется брать для сжатого изложения описательные тексты. Текст-рассуждение нельзя сокращать за счёт аргументов, доказательств. Творческое изложение – это изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим. Изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин («словесное рисование»), введение в сюжет новых фактов, действующих лиц, введение в изложение элемента сочинения (например, изложение с продолжением).
Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов.
Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.
Методика проведения изложения
1.Знакомство с текстом.
2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя – 3-4 вопроса.
3.Повторное прочтение текста 2 раза.
4.Составление плана текста.
Разделение текста на части, их озаглавливание.
План изложение записывается на доске.
5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.
Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.
6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.
На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.
7.Устный пересказ текста.
Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.
8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.
Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.
9.Самостоятельное написание изложения.
При необходимости оказывается индивидуальная помощь.
- Самопроверка и совершенствование текста учащимися.