Значение нравственных знаний в формировании личности младшего школьника

Система исторически сложившихся  и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (со-знание). Вне знания нет сознания. «Между знанием и сознанием есть единство, но нет тождества. Знание – это достоверное и точное, проверенное практикой отражение действительности. Сознание – не обязательно достоверное отражение, так как бытие не просто отражается в сознании, но и преломляется в нём. Отсюда возникает возможность заблуждений».  (Богданова О. С.,  Калинина О.Д. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками»).

Младший школьник, жизненный опыт которого невелик, не всегда может представить последствия своего поступка.

Пример. Дежурный раздаёт в классе для урока технологии на парты ученикам цветную бумагу. Для друга он выбрал и отдал самые яркие листы. Остальные дети это заметили и пожаловались учительнице. Та  сделала замечание дежурному и назвала его несправедливым. Рассказывая родителям о случившемся, мальчик недоумевал: «И почему это  я  несправедливый? Я же не себе взял, а дал другу. Учительница же сама говорила, что нужно быть хорошим товарищем и ничего не жалеть для друга». Недоумение ребёнка свидетельствует о том, что он не сумел увидеть сложность человеческих отношений, когда его справедливый и даже благородный поступок в отношении к другу обернулся несправедливостью в отношениях к остальным детям.

На основе нравственных знаний, осмысления и освоения норм поведения, системы ценностей, оценок действий, поступков людей  по критерию добра и зла развиваются нравственные чувства ребёнка. У младшего школьника появляется стремление стать лучше, что усиливается под влиянием положительного примера.

Таким образом, в процессе нравственного развития ученика накопление знаний об этических нормах приобретает важное  значение. В связи с этим очевидна  и организация специальной работы учителя (нравственного просвещения) над разъяснением сущности нравственных норм, отношений человека к окружающим людям, труду, обществу и самому себе. Это даст возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью реально оценивать создавшуюся ситуацию и последствия своего поступка.