Уже в начальной школе дети должны усвоить основы культуры поведения: знание правил, связанных с личной гигиеной, вежливостью и культурой речи, точностью и обязательностью, с поведением в гостях, на улице и общественных местах.
Трудно представить себе культурного человека неопрятным, неряшливым. У детей важно выработать многие гигиенические навыки, приучить их к умению быть всегда аккуратными, научить красиво носить свою одежду.
Вежливость – это форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к родителям и близким людям, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым людям и своим товарищам. Ученики младших классов с трудом усваивают общие понятия: «будь вежлив», «веди себя прилично». Ребёнка надо научить конкретным способам поведения, действиям в соответствии с правилами вежливости. Например, вежливому обращению со взрослыми: «Обращайся к взрослым на «вы», называй их по имени и отчеству, уступи место взрослому».
Вежливость проявляется и в речи. Грубые слова, обращения, клички свидетельствуют об отсутствии культуры, неумении вести себя в коллективе.
С учётом основного содержания норм и правил поведения, возраста детей программа по воспитанию культуры поведения в 1 – 4 классах предполагает работу по 4 разделам:
- Личная гигиена, аккуратность и опрятность.
- Вежливость и культура речи.
- Внимательность, точность и обязательность.
- Правила поведения на улице и в общественных местах.