Виды универсальных учебных действий

Виды универсальных учебных действий

(по материалам ФГОС НОО)

 

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

 

—       самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

—       смыслообразование — установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

—       нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

 

—       целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

—       планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

—       прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

—       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

—       коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

—       оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

—       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

 

         Общеучебные универсальные действия:

—       самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

—       поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

—       структурирование знаний;

—       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

—       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

—       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

—       смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

—       постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

—       моделирование;

—       преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

—       анализ;

—       синтез;

—       сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

—       подведение под понятие, выведение следствий;

—       установление причинно-следственных связей;

—       построение логической цепи рассуждений;

—       доказательство;

—       выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

—       формулирование проблемы;

—       самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

 

—       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

—       постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

—       разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

—       управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

—       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности,  соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства. 

 

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

—       соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

—       соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

 

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

—       Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

—       Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

—       УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.