Этические беседы для младших школьников
Современные дети практически не знают слова «нет». Получая все, что захочешь с самого раннего возраста, человек забывает про самостоятельность и теряет уважение к старшим, а это уже падение нравственности. Для того чтобы попытаться что-то изменить в мире, необходимо начать с самого себя и только тогда появится надежда на возрождение нравственности. Следуя добрым правилам и обучая им же своих детей, человек сможет постепенно изменить мир до неузнаваемости.
В. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В своих работах он писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа — нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека, в двух словах не сказать. Это целая программа воспитания общества.
Ребенок, как личность формируется и под влиянием родителей, и под влиянием учителя, и в обществе сверстников, и индивидуально. Поэтому для реализации программы нравственного воспитания выбирают одной из форм деятельности выбирают этические беседы.
Цель этических бесед — помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего мнение. Нравственные нормы — своеобразный регулятор поведения. Этические беседы, разумеется, не исключают обсуждения отдельных вопросов в связи с различными поступками детей и отношением их друг к другу и к взрослым.
К этической беседе готовятся и учитель, и дети. Учитель продумывает вопросы к беседе, предлагает детям что-то прочитать или вспомнить из прочитанного, припомнить известный им случай, касающийся отношений между людьми, и оценить различные поведенческие ситуации. Естественно, если атмосфера беседы будет непринужденной, и дети будут свободно высказывать свои мнения, хоть они могут оказаться противоречивыми. Пусть ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ребенка за ошибку, нужно его и других детей подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видеть их противоречивость и давать правильную оценку, связывая ее с этическими нормами. Если же дети не в состоянии сделать вывод самостоятельно, учитель может прибегнуть к иллюстрациям, примерам, которые помогут сформулировать нравственное правило. Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.
В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.
Эти правила можно поместить в классе:
- Умей держать свое слово и обещание.
- Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.
- Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.
- Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.
- Не перекладывай свою вину на другого.
- Не будь равнодушен к людям.
- Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.
- Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. Часто дети перестают реагировать на то, что говорят им взрослые, употребляя частицу «не». Задача воспитателя преподнести эти «не» в такой форме, чтобы детям захотелось поговорить о них, поделиться своими мыслями по поводу появления этих ограничений. Развитие ребенка происходит тогда, когда он осмысливает сам и понимает необходимость соблюдения этих «не» без вмешательства взрослых.
Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.
«Не» (А. Маркуша)
- Не спеши первым сесть за стол.
- Не разговаривай во время еды.
- Не забывай закрывать рот, когда жуешь.
- Не чавкай.
- Не рвись первым выбегать в двери.
- Не перебивай говорящего.
- Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
- Не размахивай руками.
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не передразнивай говорящего.
- Не садись раньше старшего без его разрешения.
- Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.
- Не забудь снять шапку, входя в дом.
- Не повторяй слишком часто «я».
- Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.
- Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».
- Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.
- Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.
- Не держи руки в карманах.
- Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.
- Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
- Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.
- Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.
Итак, этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.